Принципы отнесения обьектов к опасным производственным обьектам 1 часть

№1

Промышленная безопасность опасных производственных объектов- это состояние защищенности интересов личности и общества от аварий на этих объектах и их последствий.

Авария-это разрущение сооружений и или технических устройств на опасном производственном обьекте, не контролирующий взрыв или выброс опасных веществ.

Анализ безопасности-это анализ состояния опасного промышленного обьекта включаюзипй описание технологий и анализ в эксплуатации обьекта, анализ риска.

Деклорация промышленной безопасности-это документ в котором представленны результаты все сторонней оценки риска аварий, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного обьекта в соответствии требований и норм и правил промышленной безопасности, а также локализация, ликвидации опасных производственных обьектов.

Идентификация опасных производственных обьектов- это отнесение обьекта в составе организвции к категории опасного производственного обьекта и определение его типа в соответствии с фз 116

Инцидент-это отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; отклонение от режима технологического процесса; нарушение положений федеральных законов, и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения paбот на опасном производственном объекте.

Максимальная гипотетическая авария-это авария связанная с возможным выбросом опасных веществ из тех. Оборудования сопров систему противодитной защиты и или локализации аварий и или реализации ошибочных действий персонала привод к максимальному ущербу

Опасность-источник потенциального ущерба, вреда или ситуации с возможностью нанесения ущерба.

Опасные вещества-это воспламеняющиеся, окислительные, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества и вещества представляющие опасность для окружающей природной среды перечисленной в приложении 1 фз 116.

Опасный промышленный объект – объект (производство), на кото­ром используют, производят, перерабатывают, хранят или транспор­тируют пожаровзрывоопасные и (или) опасные химические вещества, создающие реальную угрозу возникновения аварии.

Риск (степень риска) – сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события. Понятие риска всегда включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие, и последствия этого события.



Индивидуальный риск – частота поражения отдельного индивидуума в результате воздействия исследуемых факторов опасности.

Анализ риска–процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения, имущества или окружающей среды. Анализ риска заключается в использовании всей доступной информации для идентификации (выявления) опасностей и оценки риска заранее определенного события (в нашем случае – аварии и связанных с ней ситуаций), обусловленного этими опасностями.

Промышленная безопасность включает в себя требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах, их проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасного производственного объекта.

Требования промышленной безопасности – комплекс условий применения и эксплуатации технических средств на опасном производственном объекте, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать законам в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, а также требованиям охраны труда, строительным нормам и государственным стандартам.

Нормативно-техническая документация (НТД) – технические
условия, отраслевые и государственные стандарты.

Техническое диагностирование – определение технического состоя­ния объекта.



Нормальные условия эксплуатации – группа эксплуатационных
режимов, предусмотренная плановым регламентом работы: стационарный режим, пуск, изменение производительности, ос­тановка, горячий резерв.

№2

Система промышленой безопасности-это совокупность мероприятий направленных на выполнение регламентов работы промышленных обьектов с целью обеспечения обслуживающего персонала, с целью прилегающих селитебных зон и элементов инфраструктуры.

Основные элементы системы промышленной безопасности:

Персонал эксплатирующий опасный производственный обьект-квалификация и уровень трудовой производственной дисциплины-непосредственно влиеят на безопасное функционирование объекта. Ошибочные действия персонала, нарушение правил техники безопасности и требований промышленной безопасности могут являться непосредстенной причиной аварии. Одновременно аварии на опасном производственном обьекте в первую очередь представляет угрозу персоналу данного обьекта.

Правовая и нормативная база промышленной безопасности-совокупность законадательных и нормативных актов, содержащих правила, нормы и требования промышленной безопасности. Состояние нормативной и законодательной базы определяется уровнем социально экономических отношений в обществе.

Организационная структура управления включает государственные органы управления промышленной безопасностью; системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасных производственные объекты; надзор и контроль за состоянием опасных производственных объектов, выполнением требований безопасности; совокупность методов и механизмов управления промышленной безопасностью.

Функционнирование системы промышленной безопастности следует рассматривать, учитывая, что все элементы образущие систему, существуют совместно и влияют на друг друга.

Промышленная безопасность является неотъемлемым элементом системы безопасноти жизнидеятельности. Промышленная безопасность решает проблемы защиты работников опасного производственного объекта, гражданской обороны и экологии, т.к. причинами аварий могут быть нарущение требований техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасноти. Наряду с этим промышленная безопасноть решает специфические задачи связанные с чс на опасных производственных оьбектах а также авариями и их последствиями.

№3

2.1. Методически-организационные и технические нормы и правила эксплуатации опасных объектов

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное регулирование вопросов промышленной безопасности на территории Российской Федерации, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (до 30 июля 2004 года Госгортехнадзор России).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует разработку и утверждает требования (нормы и правила) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования, рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другой нормативной документации центральных органов федеральной исполнительной власти, содержащих требования безопасности.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены единые, межотраслевые и отраслевые нормы и правила [21].

Единые нормы и правила, распространяющиеся на все организации, независимо от ведомственной принадлежности, например:

• Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов;

• Методические указания по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

• Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов;

• Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Межотраслевые нормы и правила, распространяющиеся на отдельные виды производства, например;

• Единые правила безопасности при взрывных работах;

• Перечень взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела, допущенных к постоянному применению в Российской Федерации;

• Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов;

• Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;


• Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

• Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации;

• Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами;

• Типовая инструкция для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением.

Отраслевые нормы и правила устанавливают требования промышленной безопасности в отдельных отраслях промышленности: угольной, горнорудной и нерудной, нефтедобывающей; магистральном трубопроводном транспорте; геологоразведке; химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производствах; металлургической и коксохимической промышленности и других.

Номенклатуру и характер отраслевых норм и правил можно показать на примере горных и подземных производств:

• Правила безопасности в угольных шахтах;

• Правила безопасности при проходке стволов шахт специальными способами;

• Инструкция по безопасному ведению работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля, породы и газа;

• Инструкция по безопасному ведению горных работ на шахтах, разрабатывающих пласты, склонные к горным ударам;

• Руководство по дегазации угольных шахт;

• Типовая инструкция по безопасному проведению массовых взрывов в подземных выработках;

• Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом;

• Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом;

• Правила безопасности при эксплуатации хвостовых, шлаковых и гидроотвалъных хозяйств;

• Методические указания по обеспечению радиационной безопасности при добыче и переработке минерального сырья на предприятиях горнорудной и нерудной промышленности, отнесенных к радиационно-опасным производствам;

• Инструкция по безопасному ведению горных работ при комбинированной (совмещенной) разработке рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых;

• Правила безопасности при строительстве (реконструкции) и горнотехнической эксплуатации размещаемых в недрах объектов, не


связанных с добычей полезных ископаемых;

• Правила безопасности при строительстве метрополитенов и подземных сооружений;

• Правила безопасности для вспомогательных цехов горнорудных предприятий;

• Единые правила безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов;

• Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами;

• Положение о порядке и контроле безопасного ведения горных работ в опасных зонах;

• Правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях;

• Инструкция по наблюдению за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости;

• Инструкция по наблюдениям за сдвижением горных пород и земной поверхности при подземной разработке рудных месторождений;

• Инструкция по производству маркшейдерских работ;

• Инструкция по безопасной эксплуатации подземных лифтовых установок на рудниках и шахтах горнорудной, нерудной и угольной промышленности;

• Инструкция по безопасной эксплуатации электроустановок открытых горных работ;

• Нормы безопасности на основное горно-транспортное оборудование для угольных шахт,

• Нормативы по безопасности забойных машин и комплексов;

• Методические указания по регистрации, учету и анализу актов расследования несчастных случаев и аварий на угольных предприятиях;

• другие правила безопасности и руководящие документы.

№5

Действующие государственные нормативные документы по промышленной безопасности:

1) Конституция РФ

2) ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных обьектов» №116

3) ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности

4) Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ

5) Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

6) Постановление Правительства «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности»

7) Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору( до 30 июля 2004года Госгортехнадзор России)

8) Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные обьекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и в окружающей среде в результате аварий на опасном производственном обьекте

9) Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

10)Правила проведения экспертизы промышленной безопасности.

11)Временный порядок рассмотрения заявления соискателя лицензий, оформления и выдачи лицензии в центральном аппарате и территориальных органах Госгортехнадзора России (после 30 июля 2004года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору)

12) Трудовой кодекс РФ. Принят Гос Думой от 21декабря 2001года

13) Уголовный кодекс РФ. Принят Гос Думой от 24 мая 1996года

№6

Принципы отнесения обьектов к опасным производственным обьектам

1. К категории опасных производственных объектов в соответствии с фз «О промышленной безопасности опасных производственных обьектов относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты на которых:

1.1. Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а)воспломеняющиеся вещества-газы,которые при нормальном давлении в смеси с воздухлм становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при норм давлении равна 20градусов Цельсия или ниже

б)окисляющие вещества-вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции

в) горючие вещества-жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

— средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

— средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

— средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

— средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

— средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

— средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

— средняя смертельная доза при воздействии на рыбу в течение 96


часов не более 10 миллиграммов на литр;

— средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

— средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.

1.1. Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

1.2. Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

1.3. Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

1.4. Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

2. Отнесение объекта к категории опасного производственного объекта осуществляется в процессе его идентификации на основании установления признаков, указанных в пп. 2.3.1.1. – 2.3.1.5.

При отнесении объекта к категории опасного производственного объекта по признакам, предусмотренным в пп.2.3.1.2. и 2.3.1.3., учитываются технические устройства, оборудование, сооружения и механизмы, как регистрируемые, так и нерегистрируемые в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с действующими Правилами безопасности.

3. Для целей страхования, на основании Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [13], опасные производственные объекты подразделяются по степени опасности на следующие типы (по убыванию):

3.1. К первому типу относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в количествах, равных или превышающих количество, установленное приложением 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [13] и указанное в Таблицах 2.1. и 2.2.

Для первого типа опасных производственных объектов минимальная страховая сумма составляет 7000000 рублей.

3.2. Ко второму типу относятся не относящиеся к первому типу объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в количестве, меньшем чем количество, установленное приложением 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [13] и указанное в Таблицах 2.1. и 2.2.

Для второго типа опасных производственных объектов минимальная


страховая сумма составляет 1000000 рублей.

В процессе идентификации опасных производственных объектов первого и второго типа следует применять следующие принципы:

— для опасных веществ, не указанных в Таблице 2.1., применять данные Таблицы 2.2.;

— в случае если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества;

— если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их суммарное пороговое (предельное) количество определяется условием:


n

m(i)

i1


M (i) 1


где m(i) – количество применяемого вещества; М(i) – пороговое (предельное) количество того же вещества в соответствии с таблицами 2.1. и 2.2. для всех i от 1 до n.

Таблица 2.1

Наименование опасного вещества Предельное количество опасного вещества, т
Аммиак
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)
Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) 10 000
Акрилонитрил
Хлор
Оксид этилена
Цианистый водород
Фтористый водород
Сернистый водород
Диоксид серы
Триоксид серы
Алкилы свинца
Фосген 0,75
Метилизоцианат 0,15

Таблица 2.2


Виды опасных веществ Предельное количество опасного вещества, т
Воспламеняющиеся газы
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

Окончание табл. 2.2

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу
Токсичные вещества
Высокотоксичные вещества
Окисляющие вещества
Взрывчатые вещества
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

3.3. К третьему типу относятся не относящиеся к первым двум типам объекты, обладающие признаками опасности, определенными приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и указанными в п.2.3.1. настоящего учебного пособия.

Для третьего типа опасных производственных объектов минимальная страховая сумма составляет 100000 рублей.

В число объектов третьего типа входят опасные производственные объекты, на которых:

— обращаются (т.е. получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются) опасные вещества, не указанные в приложении 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (к таким веществам, например, относятся горючие пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления):

— используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

— используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

— получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

— ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

№7

Организация работы по обеспечению промышленной безопасности опасного производственного объекта связана с разработкой и принятием в организации, эксплуатирующей производственный объект, ряда документов, регламентирующих вопросы промышленной безопасности.

Кроме того, типовые документы не учитывают специфику и конкретные условия эксплуатации объектов, поэтому нуждаются в уточнении и дополнении.

Эксплуатация опасных производственных объектов обусловлена выполнением ряда требований промышленной безопасности, что связано с подготовкой и оформлением соответствующей документации.

Ниже приводится примерный перечень основной документации по промышленной безопасности, которая должна иметься в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект:

· учредительные документы и документ, удостоверяющий государственную регистрацию;

· лицензии на виды деятельности, связанные с эксплуатацией опасного объекта;

· идентификационный лист;

· свидетельство о регистрации объекта в Государственном реестре и карта учета;

· заключение экспертизы промышленной безопасности;

· декларация промышленной безопасности;

· договор страхования риска ответственности;

· проектная, конструкторская, эксплуатационная, ремонтная документация, технологические регламенты, паспорта технических устройств и т.п.;

· сертификаты соответствия, акты испытаний и освидетельствований, разрешения на изготовление и применение технических устройств;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· должностные инструкции;

· инструкции по технике безопасности и охране труда для профессий, рабочих мест, по эксплуатации оборудования и производственных объектов, на выполнение отдельных видов работ,

· приказы о назначении лиц, ответственных за техническое состояние, безопасное производство работ и по надзору за безопасной эксплуатацией оборудования, а также инструкции для этих лиц;


· документы, подтверждающие право должностных лиц на техническое руководство работами и на их выполнение;

· программы обучения и инструктажей по технике безопасности и журналы учета инструктажей, протоколы заседаний аттестационных комиссий;

· планы работы по осуществлению производственного контроля;

· положение о нарядной системе, книга нарядов, наряд-допуск на производство работ повышенной опасности, перечень работ повышенной опасности;

· договоры на обслуживание опасных производственных объектов аварийно-спасательными службами;

· план мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;

· акты расследования несчастных случаев и профзаболеваний, технического расследования причин аварий, а также журналы учета аварий, инцидентов и несчастных случаев;

· предписания надзорных органов.

Документация разрабатывается силами организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, или сторонними организациями. Документация оформляется в соответствии с требованиями нормативных актов, согласовывается, заверяется и утверждается в установленном порядке.

№8

Задачи и структура Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
1.1. Задачи и основные направления деятельности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» путем преобразования Федеральной службы по технологическому надзору и Федеральной службы по атомному надзору в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», от 30.06.2004 № 401 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 23, от 29.05.2006 № 335, от 14.12.2006 № 767, 20.05.2006 № 404, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, от 19.08.2009 № 677) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в том числе в пределах своей компетенции в области обращения с отходами, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор: за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии; за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике); за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ; за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления); за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами; за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции); за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях; за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении вы- явленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 № 333 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию терроризму; постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 № 303 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 № 537 установлены функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, а также организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 864 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешения: на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии; на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах; на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений; на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ; на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами; на создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции; утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной образуются отходы; регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов; ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов I–IV класса опасности; проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовывает: квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии; перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору: организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня; организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование); создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации; руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами; в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке; организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. №9

4.1. Требования к персоналу, работающего на опасном производственном объекте


7784879809212120.html
7784930755967311.html
    PR.RU™