Система педагогических наук

В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности вос­питания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагоги­ка. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика) изучает процесс обучения, а именно закономер­ности этого процесса, его содержание, принципы, формы, методы и средства;

в) теория воспитания - научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива.;

г) управление образовательными системами - изучает процесс управления педагогическими (образователь­ными, воспитательными) системами, его закономерности, функции, условия развития.

Возрастная педагогика изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, со­ставляет Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на фор­мирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ре­бенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаи­модействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, меди­циной.

Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формиро­вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория иметодика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част­ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании.

Педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспи­тательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфиче­ские проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых и андрогогика изучает особенности работы со взрос­лыми и пожилыми людьми.

Отраслевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависи­мости от характера социальной группы или профессий Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т. д.



Каждая из этих педагогах также имеет свой предмет. Например, воен­ная педагогика вскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспита­ния военнослужащих всех рангов.

Педагогика профессионально-технического образования представляет со­бой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготов­ки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспи­тания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогиказанимается анализом, сравнением образова­ния в разных странах.

Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т. е. воспитательную функцию семьи.

Специальная педагогика (дефектология). Она исследует за­кономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисципли­ны: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания сла­бослышащих и глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигоф­ренопедагогика — умственно отсталых, логопедия — наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения.

Этнопедагогика изучает закономерности и специфику народного воспитания, т. е. тради­ции, обычаи, ритуалы воспитания, слояшвшиеся у разных народов, оценивает их роль в современной практике воспитания.

Информационная педагогика — молодая, перспективная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием информационных процессов в системе образования и управлении образованием.

Социальная педагогика — изучает влияние на педагогический процесс конкретных условий среды, занимается ее преобразованием, созданием благоприят­ных условий в социуме (семье, учреждениях образования, культуры, досуга, здраво­охранения, общественных организациях, на предприятиях и т. д.) для развития, социализации, самореализации и самоутверждения личности.



Особую группу педагогических наук составляют так называемые част­ные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподава­ния и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-вос­питательных учреждений.

Такова внутренняя система педагогической науки, возникновение но­вых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.


7508700719825046.html
7508802971482540.html
    PR.RU™