Звуковой анализ слова «ели».

Учитель помогает интонационно выделить первый и второй звуки.

Модель: первый звук [й’] – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – [э], гласный; третий звук – [л’], мягкий согласный, его твердая пара [л]; четвертый звук – [и], гласный.

– Когда звуки [й’] и [э] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой е.

Учитель выставляет букву е на наборном полотне над двумя фишками, обозначающими звуки [й’] и [э].

– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука [й’] и [э] обозначаются одной буквой – е.)

– Елочка не очень хорошо запомнила, какие звуки есть в слове «ели». Поможем ей еще немного.

Игра « Живые буквы».

– Назовите первый звук в слове «ели». (Ученик, первым назвавший звук [й’], получает зеленую фишку и остается на своем месте.)

– Назовите второй звук в слове «ели». (Ученик получает красную фишку и т. д.)

– Выйди к доске, «Буква Е». (К доске выходят два ученика с зеленой и красной фишками – это буква е: звуки [й’], [э].)

– Выйди к доске, «Буква И». Выйди к доске, «Буква Л».

– «Буквы», встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Проверим. Назовите по порядку свой звук.

– Садись на место, «Звук [й’]». Садись на место, «Звук [э]».

– Садись на место, «Звук [л’]». Садись на место, «Звук [и]» .

– Вы прекрасно помогли елочке. Давайте поиграем еще.

Игра «Узнай звук».

У с л о в и е: встают только мальчики, если слово начинается со звука [э];встают только девочки, если ответ начинается со звуков [й’], [э].

– Небольшой чистоплотный зверек с ценным мехом. (Енот – [й’], [э].)

– Поездка по интересным местам. (Экскурсия – [э].)

– Самая низкая школьная отметка. (Единица – [й’], [э].)

– Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – [э].)

– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – [э].)

– Хвойное дерево. (Ель – [й’], [э].)

Задание для читающих детей.

– Разгадайте ребусы. Чем похожи все слова? Что в них общего? (Во всех словах есть одинаковая часть – «ель».)

– Вставим вместо рисунков слово «ель» и прочитаем новые слова.

– Где спряталась ель?

(Ельник, пельмени, мельник, рельсы, акварель, дрель.)

Задание для читающих детей.

Учитель раздает читающим детям карточки, на которых написаны по две строчки из стихотворения.

– Послушайте стихотворение и догадайтесь, с кем встретимся дальше.

КАК МЫТЬ ЕЖАТ

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап – капает роса

На мордашки, на глаза.

Не поймет ежиха-мать:

Как им спинки отмывать?

И ежата день-другой

Ходят с грязною спиной.

Хоть сиди и месяц жди,

Чтоб закапали дожди.

Радуйтесь, что вы, ребята,

Не колючие ежата!

Г. Виеру

– Догадались, кого встретим на полянке? (Ежат.)

Дифференцированная работа по учебнику.

– Догадайтесь, какое это слово, если первая буква в нем не ё, а е? (Ежата.)

– Выложите его из букв и цветных фишек.



1-я группа(слабоуспевающие дети) под руководством учителя выполняет анализ слова «ежата».

2-я группа (читающие дети) выполняют анализ слова «ежата» самостоятельно и получают индивидуальные карточки.

Задание. Догадайтесь, какая буква сломалась в пишущей машинке. Вставьте эту букву и прочитайте стихотворение.

Сид..л мой зяблик в кл..тк..

И зёрнышки кл..вал,

И, как в л..су на в..тк..,

Всё п..л и расп..вал.

Пропущена буква___. (Буква е.)

Объяснение учащегося:

– Первый звук в слове «ежата»– [й’], мягкий согласный, обозначим зеленой фишкой.

– Второй звук в слове – [э], гласный, обозначим красной фишкой.

– Когда звуки [й’] и [э] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой е.

– Третий звук – [ж], твердый согласный, обозначим синей фишкой.

– Четвертый звук в слове – [а], гласный, пишем букву а.

– Пятый звук – [т], твердый согласный, обозначим синей фишкой.

– Шестой звук в слове – [а], гласный, пишем букву а.

– Ежата предлагают вам новую игру.

Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».

– Что изображено первым? (Карандаш.)

– На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук [ш].)

– Что изображено вторым? (Шкаф.)

– Назовите первый звук в этом слове. (Звук [ш].)

– Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.

– Назовите последний звук в слове «шкаф». (Звук [ф].)

– С какого звука начинается слово «флаг»? (Звук [ф].)

– Каким звуком заканчивается? (Звук [к].)

– С какого звука должно начинаться следующее слово? (Со звука [к].) И т. д.

Вариант 1:кот – топор – ракета – автобус – сом – мак – крокодил – лук – ключ – чайник – куст.

Вариант 2:крокодил – лук – кот – топор – ракета – ананас – сук – ключ – чайник– куст.

Вариант 3:ключ – чайник – крокодил – лук – куст – топор – ракета – ананас – сук– кот.

III. Итог урока.

– Вот и закончился наш поход в лес. Заканчивается и урок. О какой букве сегодня говорили?

– Какие звуки обозначает буква е в начале слова? (Звуки [й’] и [э].)

– Что во время урока вам показалось самым интересным?

Урок 20
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ы

Цели:познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Ход урока




7396711374107552.html
7396817070411867.html
    PR.RU™