Б. Логические и функциональные взаимосвязи

1. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху.

2. Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

3. Какие возможности дают экономисту следующие методы? (Эмпирический, статистический, научных абстракций, причинно-следственный, функциональный эконометрический)

4. Какая из трактовок предмета экономической теории кажется вам более точной? Это позволит заполнить следующую таблицу.

Теоретические школы и направления Ведущие представители Содержание предмета экономической теории Причины возникновения и развития данных трактовок предмета экономической теории

ЭССЕ

1. Что важнее: пушки или масло?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

• Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?

• Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)?

• Какая пропорция пушек и масла нужна современной России?

• Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?

• Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания?

2. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

• Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?»? Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?»? Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

• Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.



• Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

3. Объективно ли экономическое знание?

• Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

• С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении, и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

• Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

• Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?



• Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

• Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

4. Свободное эссе по вводным проблемам курса(истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях.


Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Переходная экономика.

1. Логика курса: рассуждения: вопросы, проблемы,


7390689856552506.html
7390739615482768.html
    PR.RU™