Стратегия высокого налогового риска.

Таблица 9.1.- Стратегия высокого налогового риска.

Тип стратегии Признаки Эффективность
стартовая итоговая
Стратегия высокого налогового риска 1) Использование фиктивной документации, подтверждающей расходы. 2) Широкое использование фирм однодневок при условии непосредственного контакта с ними (двусторонних сделок) оптимизируемого предприятия. 3) Искажение налоговой отчетности и деклараций 4) Намеренное неведение (неправильное ведение) бухгалтерского и налогового учета. 5) Неоприходование выручки. До 100% -40%

Нахождение предприятия в сложнейшей финансовой ситуации и реальная угроза его банкротства чаще всего становятся основаниями для реализации им высокорискованных схем налоговой оптимизации.

Характерно, что в этих условиях налоговый риск, прежде всего, выгоден собственникам предприятия, а не его руководителям. Собственник оставляет для себя минимальные шансы сохранить бизнес или вывести активы, а менеджмент предприятия принимает на себя риск ответственности при сомнительных надеждах сохранения работы.

Часто подобное происходит на стартовом этапе развития бизнеса, когда у предпринимателя отсутствует финансовые ресурсы, а потребность в них высока. Кроме того, высокая отдача и рентабельность дают некоторые основания для того, чтобы идти на риск. Небольшие объемы финансово-хозяйственной деятельности, малая численность персонала, выполнение функций менеджмента собственниками предприятия обеспечивают здесь высокую конфиденциальность и, следовательно, продолжительность срока применения рискованной стратегии. Этому способствует и длительное отсутствие налоговых проверок на вновь образованных предприятиях.

1. предприятие рассчитывает на изменение условий хозяйствования, налогового климата, повышение спроса на выпускаемую продукцию или получение инвестиций.

2. развивающееся предприятие пользуется налоговыми каникулами, наращивает собственные оборотные средства, реализует собственные инвестиционные проекты с быстрой и высокой отдачей и в результате в будущем получает источник для гашения пеней и штрафов.

Причем, поскольку «заниженные» налоги в полном размере и своевременно зачисляются в доход бюджетной системы, то какое-то время к предприятию отсутствуют претензии налоговых органов.

Кроме того, имеются некоторые шансы, что непрофессиональных подход к проведению налоговой проверки со стороны отдельных сотрудников ИМНС или ошибочная позиция арбитражного суда при рассмотрении спора по результатам проверки позволят избежать налоговой ответственности вообще.

Продолжается использование налогоплательщиками в схемах налоговой оптимизации нерегулярных структур. К предприятиям данной группы относятся хозяйственные организации, осуществляющие свою деятельность, не придерживаясь рамок действующего законодательства. Это так называемые фирмы –однодневки.



Основным принципом использования «однодневок» является абсолютная свобода их действий в течение периода до осуществления расчета по налогам или до наступления сроков сдачи налоговой отчетности. В этот период такая организация свободно снимает денежную наличность даже с банковских счетов, осуществляет расчеты, оформляет любую документацию, достаточную в качестве подтверждения операций для заинтересованного партнера.

Своевременная ликвидация является самым успешным снижением риска привлечения к уголовной ответственности.

Стратегия неплатежей.

Таблица 9.2.- Стратегия неплатежей.

Тип стратегии Признаки Эффективность
стартовая итоговая
Стратегия неплатежей Относительно качественное ведение бухгалтерского и налогового учета (отчетности) при одновременном искусственном наращивании недоимки. До 80% -20%

При ее использовании управление предприятием осложнено. Возникающие сбои расчетов не способствуют созданию оптимальных условий для обеспечения производственных процессов: срываются закупки, несвоевременная выплата заработной платы снижает стимулы к труду.

Кроме того, снижение в условиях неплатежей прозрачности бизнес-процессов часто ведет к неправильным оценкам ситуации, а затем к принятию ошибочных решений. «Удобство» простых неплатежей ослабляет требования к повышению качества налогового администрирования, так же как и попытки проведения мероприятий по экономическому оздоровлению. Встает вопрос о том, что поскольку экономия от проведения того или иного мероприятия мала и не может поправить положение предприятия в целом, то и его проводить вроде бы ни к чему.

Использование стратегии неплатежей противоречит интересам собственника - он может потерять бизнес. Единственным исключением является ситуация когда бизнес неперспективен и малоликвиден (здесь неплатежи облегчают и ускоряют вывод финансовых активов), в остальных случаях возникновение недоимки оборачивается конфискациями.

Реакция фискальных органов на возникновение налоговой недоимки в первую очередь зависит от ее размера. Обычно когда сумма месячного налогового платежа среднего предприятия оседает в недоимке, ИМНС по истечению 60-90 дней развертывает процедуры изъятий и арестов имущества. Поэтому использование данного вида оптимизационной стратегии может носить краткосрочный характер. В обратном случае возможны потери, к числу которых нужно отнести и издержки обусловленные привлечением к защите своих интересов представителей органов власти, депутатов и юристов. Кроме того, длительное наращивание неплатежей опасно выходом долга из-под контроля.

Стратегия умеренного риска и качественной налоговой

Оптимизации.

Если применение первых двух типов налоговой стратегии обусловлено высоким уровнем финансово-экономических проблем у предприятия-налогоплательщика, то стратегию умеренного риска применяют благополучные с точки зрения экономики предприятия.

Предприятия вынуждены идти на риск использования отдельных налоговых схем, для того чтобы за счет фискальной экономии покрыть инвестиционный дефицит, профинансировать мероприятия по повышению конкурентоспособности или продвижению собственной продукции (при применении первых двух типов стратегии это мероприятия по преодолению общего финансового дефицита).

Таблица 9.3.- Стратегия умеренного риска и качественной налоговой оптимизации.

Тип стратегии Признаки Эффективность
стартовая итоговая
Стратегия умеренного риска 1) Относительно качественное ведение бухгалтерского и налогового учета (отчетности). 2) Умеренное использование спорных, но основанных на законе схем минимизации налогов. 3) Эпизодическое использование фирм однодневок, легальных риск-структур (оффшорных компаний, проблемных предприятий). 10-30% 4-12%

Налогоплательщики в рамках стратегии умеренного риска делегируют этот риск за пределы базового предприятия, то есть активная трансформация налоговой базы происходит в сторонних, но условно зависимых от предприятия юридически самостоятельных структурах. Кроме того, такие налогоплательщики предпринимают по повышению качества налогового администрирования.

Безрисковая стратегия качественного налогового планирования

Таблица 9.4. – Безрисковая стратегия качественного налогового планирования

Тип стратегии Признаки Эффективность
стартовая итоговая
Безрисковая стратегия качественного администрирования 1) Высокое качество налогового администрирования и максимальное снижения налоговых рисков. 2) Эпизодическое использование фирм однодневок, легальных риск-структур (оффшорных компаний, проблемных предприятий) при условии отсутствия непосредственного контакта с ними (построение многоступенчатых сделок) оптимизируемого предприятия. 3-10% -

Предприятие, применяющее безрисковую налоговую стратегию, как правило, имеет более чем благополучное финансово-экономическое положение, высокий имиджевый статус, а также отличные перспективы на рынке. Ему нет смысла рисковать, поэтому основное внимание уделяется построению качественной системы налогового администрирования, задачами которой является:

-Исключение возможных финансовых потерь связанных с уплатой штрафов и пеней в результате учетных ошибок и неправильного применения норм налогового законодательства;

-Исключение случаев налоговых переплат;

- Планирование бюджета и финансовых потоков направленное на максимальное смягчение пиков фискальные издержек, а также предупреждение образования даже кратковременных недоимок и переплат.

- Конечно финансово - благополучные организации не исключают возможности минимизировать собственные налоги за счет реализации тех или иных налоговых схем, но эта минимизация осуществляется далеко за пределами их счетов. Им нет смысла даже контактировать с центрами налоговой трансформации - эта задача ставиться перед их спутниковыми структурами.




7389373975351630.html
7389434557333601.html
    PR.RU™