Интеграция сформированных психологических предпосылок к усвоению орфографии в процессе применения правил правописания младшими школьниками

При проведении коррекции дизорфографии учитывается, что орфографические навыки являются сложной интеллекту­альной деятельностью, в структуре которой взаимодействуют многие неречевые и речевые функции. Поэтому при формиро­вании каждого из направлений логопедической работы ставится задача выработать автоматизм, интериоризацию (перевод во внутренний план) того или иного действия и постоянное вклю­чение данной операции (автоматизированного действия) в про­цесс орфографически правильного письма.

Интеграция данных операций проводится не только на за­ключительном этапе коррекции дизорфографии. На каждом ло­гопедическом занятии важно формировать определенный ал­горитм как отдельных мыслительных и орфографических действий, так и их комплекса. Они включаются в определен­ную иерархию выработанных автоматизмов, во взаимодействие операций гностико-практического и языкового уровней.

Актуализация алгоритма орфографического действия (в оп­ределенном смысле это не только вспоминание, но и закрепле­ние написания) происходит в процессе выполнения детьми письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, заданий творческого характера). Объяснение правильности написания орфограмм в комментированном письме и при самопроверке, а также при работе над орфографическими ошибками также способствуют становлению орфографических умений и навы­ков, усвоению знаний в области правописания.

Как показывает опыт работы логопедов и учителей началь­ных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, использование данной методики помогает не только предуп­редить и преодолеть орфографические ошибки и трудности в изучении правил правописания учащимися с дизорфографи-ей. Более эффективной становится работа по коррекции дисг-рафии и дислексии. Дети гораздо лучше усваивают не только

Z13

русский язык, но и овладевают чтением (литературным чте­нием), эффективнее развивается их устная речь. Приобретае­мые учениками умения в области языковых закономерностей (фонематических, морфологических и, наконец, синтаксичес­ких обобщений) делают более продуктивной работу по устра­нению наиболее стойких нарушений, которые обусловлены аграмматической дисграфией и дисграфией на почве наруше­ния языкового анализа и синтеза. В ходе занятий у младших школьников улучшается почерк, письменные работы и устные высказывания становятся грамматически и стилистически правильными.

Методика проведения каждого логопедического занятия (урока) должна строиться с учетом структуры речевого дефек­та, особенностей и состояния неречевых психических функций ребенка, с учетом ведущего принципа изучаемой (закрепляе­мой) орфограммы и отвечать всем требованиям к проведению уроков (занятий) на современном этапе развития коррекцион-ной педагогики.


7389244722964560.html
7389346741994697.html
    PR.RU™